Храм святых апостолов Петра и Павла – один из известнейших соборов Сергиева Посада, единственное уцелевшее здание эпохи классицизма. Находится в старой части города, в былые времена называемой Каличьей слободой. В народе храм имеет несколько названий: храм Воскресения Христова, Воскресенский, церковь Воскресения Словущего.

Первый деревянный храм Воскресения Словущего был построен в середине XVII века по решению архимандрита Троицкой обители в память о погибших во время осады монастыря в 1608-1610 годы. В 2020 году прихожане отмечают 200-летие постройки нынешнего каменного храма. В этой церкви и сегодня поминают защитников Лавры, погибших больше четырехсот лет назад.

Шестнадцатимесячная осада Троице-Сергиева монастыря войсками поляков, литовцев и русских мятежников под руководством Александра Лисовского и Яна Сапеги 1608-1610 годов стала одним из ключевых событий Смутного времени. На восточной стороне обелиска, установленного в Троице-Сергиевой лавре в XVIII веке, есть слова, подчеркивающие историческое значение осады монастыря: «Обитель сия… и долговременную выдержала осаду; и тем северные страны, а чрез них и самую столицу и всю Россию предохранила».
Осада монастыря поляками была не только важным военным эпизодом Смутного времени. В представлении защитников обители она имела религиозное значение. Сапега и Лисовский пришли с 30-ти тысячным войском к Троицкой обители 23 сентября 1608 года (по старому стилю), за два дня до празднования памяти преподобного Сергия Радонежского. Совершив несколько неудачных попыток завладеть крепостью, польские полководцы поняли, что нужно готовиться к длительной осаде. Троицкие сидельцы защищали не престол Шуйского только, но гроб Св. Сергия.

Во время осады Троице-Сергиева монастыря произошел целый ряд чудесных явлений и предзнаменований. 23 октября 1608 года преподобный Сергий явился во сне пономарю Иринарху и сообщил о готовящемся приступе врагов: святой прошел по стене обители, кропя ее здания святой водой. Ночью поляки сделали попытку нападения, которая, благодаря тому, что защитники были предупреждены, завершилась неудачей. 26 октября в день святого великомученика Дмитрия Солунского иноки совершили крестный ход по стенам монастыря, а поляки, заметив это, поспешили скрыться в своем лагере. После этого русские воины совершили удачную вылазку в стан врага и даже взяли в плен одного из ротных командиров.

1 ноября поляки в ходе нового приступа убили и ранили почти двести защитников монастыря. В это скорбное время архимандриту Иоасафу явился Сергий Радонежский, молящийся у иконы Святой Троицы, и сказал: «Бдите и молитесь! Всесильный Господь по множеству щедрот своих еще милует вас и дает вам время на покаяние». 8 ноября на день Архангела Михаила бедствия продолжились: снаряды врага ранили инока Корнилия и убили одну старицу, когда та шла на службу. Другое ядро во время вечерней службы ударило в колокол, отлетело и через окно алтаря разбило икону Архангела Михаила. Еще один снаряд разбил доску с образом Николая Чудотворца. Видя эти страшные предзнаменования, архимандрит, братия и весь народ пришли в уныние. Однако настоятелю явился сам архистратиг Михаил и ободрил его словами: «Вскоре Всесильный Бог воздаст вам отмщение». В тот же вечер на молитвенном правиле архимандрит удостоился нового видения преподобного Сергия, ободрявшего сидельцев, а на утро несколько иноков и мирян увидели Радонежского чудотворца перед утреней, ходившего по обители и созывавшего братию в церковь. В самой же церкви видели святителя Серапиона, молившегося перед образом Божией Матери.
Преподобный Сергий не только ободрял запертых в монастыре людей, но и обличал ратников за трусость и малодушие. Некий «муж святолепный», в котором воины узнали Радонежского игумена, шел к надвратной церкви и говорил им: «Что вы трепещете? Если и никто из вас не останется в живых, Господь не предаст святого места сего. Не будет услышано во вразех, яко пленихом обитель Пресвятыя Троицы. Скажите в обители, что нечисто живущие в святом месте сем погибнут».

12 января 1610 года Сапега и Лисовский, наконец, вынуждены были отступить от стен Троицкого монастыря. За время шестнадцатимесячной осады от рук врага, холода и болезней, по свидетельству летописца тех событий Авраамия Палицына, погибло более двух тысяч защитников, триста монахов, множество детей, женщин и стариков. Спустя шесть лет возмездие настигло одного из организаторов осады. В день церковной памяти преподобного Сергия неожиданно и без видимой причины скончался Александр Лисовский: «И как будет от Стародуба двадцать восемь верст и Лисовскому учинилась смерть вскоре, спал с коня, и издох при них сентября в 25 день на Чудотворцеву Сергиеву память…»
В память о погибших во время осады в 1653 году в была построена деревянная церковь Воскресения Словущего. На этом месте во время осады был лес, куда сидельцы совершали тайные вылазки за дровами. Здесь случались схватки с захватчиками за бесценное топливо. Наряду со скудной пищей и цингой, холод стал лютым врагом запертых в монастыре, которые так описывали бедствие: «В осаде нам теснота и нужда великая: по дрова не выпустят, от келий кровли, задние сени и чуланы уже пошли на дрова, теперь жжем житницы».

Кирпичное здание храма Петра и Павла, простоявшее до наших лет, выросло в конце 1810 года. Строительство однобашенной церкви с колокольней и трапезной было завершено в 1818 году. В 1820 году состоялась церемония освящения. Впоследствии территорию храма обнесли кирпичной оградой. В начале XX века храм изменил свой облик. Стены здания покрыли цементной штукатуркой, а с западной стороны пристроили крытую паперть.

С приходом советской власти был наложен запрет на богослужения, и они проводились крайне редко. В 1930 году церковь полностью закрыли. Храм остался бесхозным и стоял в запустении. Отсутствие пригляда и ухода за зданием неблагоприятно сказалось на его состоянии, и оно начало постепенно разрушаться. Кирпичную ограду разобрали для обустройства рынка, находящегося неподалеку. В 50-х годах была разрушена колокольня, целым остался только нижний ярус.
Позже церковь получила статус подворья Троице-Сергиевой Лавры и началась её реставрация, продолжающаяся по сей день. Храм восстанавливали по сохранившимся чертежам и фотографиям, сделанным в начале XX века. К сожалению, внутреннее убранство храма очень сильно пострадало в советские годы. Иконостас не удалось сохранить.