Продолжая изыскания про судьбы загорских игрушек и игрушечников, набрел я на одну публикацию в довоенной газете «Вперед». 
Называется она «Спасибо дяде Рубену за игрушки – говорят дети». 

Вообще-то привычное клише выглядит так – «Спасибо товарищу Сталину за нашен счастливое детство!» А тут – Рубен какой-то выискался… Из материала узнал, что в городе была артель игрушки имени Рубена. А вот кто он? Может, людям той поры это и было известно, но не нам.

Нашел я нескольких Рубенов (и заодно Рубинов), но ни один не подходил, пока не набрел я на Петра Павловича Рубена. Точнее, он был даже не Рубен, а Рубеньш, уроженец Лифляндской губернии (Латвии). И вот что я про него узнал.

Петр Павлович Рубен родился 18 августа 1886 года. Во время революции 1905 г. вступил в партию большевиков. В 1917 г. возглавлял Военную секцию Петросовета. А все дальнейшее время занимался очень важной для страны и людей работой -организацией кооперативного движения среди инвалидов. Началось все в 1921 году, когда был создано Всероссийское инвалидское кооперативное объединение при Наркомате социального обеспечения. В стране после Первой мировой и Гражданской войны, после многочисленных эпидемий количество инвалидов было колоссальное, и при этом это были люди «в расцвете лет». Нужно было их, как бы сейчас сказали, социально адаптировать, дать новую профессию и работу. Этим и занималась система Коопинтруда, которую П. Рубен возглавлял с самого начала до 1939 года, а затем – с 1946 по 1949.

Две артели игрушечников – в Загорске и Ленинграде (ныне ЛПО Игрушка) носили его имя. Артель в нашем городе была создана в 1929 году. Вот интересные воспоминания начальника цеха артели Елены Чватовой, опубликованные в журнале «Игрушка» (1938 №11). «В 1929 году в райсобесе заговорили с кустарями об артели. Памятный год, когда, преодолевая косные привычки собственников, ломая все препятствия, передовики потянули массу трудящихся на путь коллективного социалистического труда. Это было 20 октября 1929 года. Конечно, собирать надомников, пенсионеров было нелегко. Всего семь человек объединили тогда свой инвентарь и труд. Под мастерскую отвели помещение книжной лавки в лавре. Там раньше торговали псалтырями. Из объединения семи работников-инициаторов родилась артель». Первым руководителем артели стала Евгения Гиппиус, до этого возглавлявшая артель одевальщиц кукол. О ней и ее артели можем найти в дневниках М.Пришвина за 1930 год.

Но теперь возвратимся к товарищу Рубену.
П. Рубен немало сделал для объединения инвалидов войны. В 1935 году, когда с одной стороны, развивалась теория «Большой войны» а с другой -делались попытки объединения всех антивоенных и антифашистских сил, невзирая на политические воззрения, Рубен в своей работе «Международное объединение инвалидов – участников войны и кооперация инвалидов» проводил мысль о том, что именно инвалиды-фронтовики должны стать главной силой антивоенного движения.
Интересный факт. В 1938 году наша артель имени Рубена вдруг делается артелью «Художественная игрушка». Что такое? Вроде бы П. Рубен под репрессии не попадал, умер в 1952 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище…

В кратких сведениях о его захоронении находим –«активный участник установления Советской власти в Латвии». Видимо, уже в 1939 году он был сориентирован на «советизацию» еще независимой Латвии, а затем вошел в состав Совнаркома Латвийской ССР. И только в 1946 году вернулся на привычную работу.

Артель имени Рубена размещалась первоначально в стенах закрытой тогда Лавры, а затем – в двухэтажном доме по улице Пионерской. На его месте сейчас автомойка. Совсем рядом с Музеем Советского детства! К сожалению, мне не удалось найти ни одной его фотографии, но он есть на работе Татьяны Мавриной из альбома «Загорск» (1968).

Дом этот некогда входил в комплекс Александро-Мариинского дома призрения. Здесь находились учебные мастерские с отличным станочным парком. Потом они перешли к правопреемникам Дома – детским домам имени Карла Маркса а затем –«Имени 1905 года». На этой материальной базе и стала работать артель. Её особенностью было широкое применение труда надомников.

В декабре 1935 года на страницах газеты «Правда» была опубликована статья Постышева «Дадим нашим детям достойную елку!». И по вертикали пошли грозные директивы –«Обеспечить праздник новогодней ёлки хорошими игрушками!». А вся цепочка производства ёлочных украшений​ была нарушена. Зато артель имени Рубена прордолжала производить клееные игрушки-картонажи – как наглядные пособия для детских садов. Они-то и спасли дело. Член краеведческого клуба «Хронос» Анатолий Александрович Шишкин вспоминал :«Клеили и вставляли веревочки-подвески всей семьей несколько ночей. Но задание выполнили!». Игрушки-картонажи были в ходу вплоть до начала 1960-х годов.

О работе артели рассказывалось на страницах специализированных журналов «Советская игрушка» и «Игрушка». В частности, читаем в одном из номеров 1936 года:» «Лошадка в упряжке», сделанная по голландскому образцу, − одна из одиннадцати новых игрушек, освоенных загорской артелью имени Рубена. За первое полугодие 1936 г. кроме лошади выпущено ещё семь новых видов деревянной игрушки: метро, автосамосвал, мишка-барабанщик, автомобиль пожарный, танк, пулеметчик, поезд и три образца из папье-маше: слон и кони №13. Все эти игрушки изящно оформлены, металлические части никелированы. Окраска сочных и чистых тонов радует глаз….
Помимо выпущенной уже новой игрушки, артель освоила в настоящее время ёлочные украшения: хлопушки и штампованный картонаж. С этой целью организован специальный цех, рассчитанный на 60 рабочих. В цехе уже работают 5 штамповальных станков и устанавливаются деревянные застеклённые станки для механической окраски, защищающие рабочего от вдыхания мелких частей краски при пульверизации.
Ёлочная игрушка обещает быть удачной. Правда, всё это старые, довоенные образцы, но штампы отчётливы, а главное − хороша окраска… Лучшим свидетельством высокого качества деревянной игрушки загорской артели служит то, что она экспортируется за границу, а один из самых удачных образцов игрушки из папье-маше − музейный конь №7 будет отправлен на Парижскую выставку.»

В 1938 году артель получила еще одно помещение на улице Карла Маркса – в «Филаретовском корпусе» (ныне -Физико-математический лицей)
В послевоенные годы артель уже работает в здании «Конного двора», ее ассортимент пополняется лошадками из папье-маше –«овешковскими» и «рыжовскими», куклами, матрешками. 
В 1960 году артель получила статус Фабрики игрушек и культтоваров №2. 
Горожане звали фабрику «второй кустаркой».

Александр Рдултовский.