В 2023 году исполнилось 90 лет со дня основания одного из интереснейших предприятий советского Загорска – Завода школьного приборостроения Nº6.
Его продукция была широко известна не только в СССР и т.н. «социалистическом лагере», но и в странах Запада (ФРГ, Италия, Канада) куда поступала отнюдь не в качестве металлолома.
История предприятия берет свое начало с деятельности Поставщика Императорского двора (тогда это знак качества) Теодора (Федора) Швабе. Среди его продукции было немало оптических приборов, в частности, знаменитый «Волшебный фонарь».
В первые послереволюционные годы бывшие производства Теодора Швабе в Москве вошли в структуру Производственно-торгового отделения МОНО.
В 1933 г. в Загорске была закрыта шелкоткацкая фабрика имени 8 Марта (бывшая зайцевская) по причинам нерентабельности производства, а на освободившиеся производственные площади была переведена упомянутая мною московская артель уже под названием завода «Учоптика»
(впоследствии – Завод школьного приборостроения Nº6 Главучтехпрома).
Одним из первых приборов, выпущенных заводом, стал прямой наследник «Волшебного фонаря»
– проекционный фонарь ПФ 35. С началом Великой Отечественной войны производство было переориентировано на нужды армии. В первую очередь, производились штампованные изделия – детали автомата ППШ и корпуса мин.
Осенью 1941 года предполагалась эвакуация предприятия, для этого была даже построена временная платформа на железнодорожной линии. Но в итоге эвакуацию отменили, а
платформа использовалась для транспортировки готовой продукции. С конца 1943 года предприятие вновь перешло на производство мирной продукции.
Интересные сведения об итогах первого «мирного» года находим на страницах газеты «Вперед»:
«С чем мы встречаем новый хозяйственный год» – интервью с главным инженером завода тов. Шехтером.
Из публикации мы узнаем интересные факты не только о текущих событиях, но и о разработке новых приборов, которые получили в производстве долгую жизнь, а у потребителей – заслуженную славу. « Качество школьной продукции у нас хорошее. Да и не может быть, чтобы она была плохой – вырабатываем ее для освобожденных районов нашей родины. Только в ноябре в Харьков, Киев, Днепропетровск и Одессу отправили ее на 1.600 тыс. рублей. Заканчивая хозяйственный год, наш инженерно-технический персонал разрешает задачи по освоению новой продукции для школ в 1945 году. В первой половине нового года наш завод будет выпускать оптический проекционный фонарь со скамьей – неотьемлемую принадлежность для физических кабинетов школ и ВТУЗов. На нем можно будет делать все опыты со светом. Во второй половине нового года мы предусматриваем массовый выпуск большого эпидиаскопа — прибора, предназначенного для демонстрирования в больших аудиториях на большой экран картин из книг, фотокарточек и других фотохудожественных произведений.»
Замечу, что эпидиаскоп (прибор, предусматривавший как показ изоматериала так и аллоидных пленок, продержался в ассортименте завода до середины 1970-х годов.
Пожалуй, наиболее популярными приборами ЗШП в послевоенные годы стали фильмоскопы и аппараты следующего поколения -диапроекторы. Первенцем, и самым знаменитым представителем этого рода стал прибор ФГК-49. Функции фильмоскопа (а потом – диапроектора) на своем историческом этапе в чем – то соответствовали функциям привычного нам видео. Прямым предшественником фильмоскопа был созданный в предвоенные годы (1938, разработчики Андреев и Любимов) аллоскоп – прибор, предназначенный для показа диапозитивов, снятых на аллоидную (коллоидную ) пленку. Этот прибор производил московский завод «Печать штамп». Интересно, что в работе над аллоскопом принимал участие инженер М.Кулыгин, в то время работавший на 3ШП Nº6. Прибор имел целый ряд недостатков, в первую очередь, отсутствие трансформатора. Поэтому и началась разработка нового прибора. Пробный фильмоскоп был разработан на 3ШП в 1940 г. инженером Бурдуниным, но начало войны не дало
довести разработку до конца.
Разработка нового проекционного пленочного аппарата началась в первые послевоенные годы. Фильмоскоп, как более надежный в отношении электросхемы, мощный в оптическом и проекционном отношении должен был прийти на смену аллоскопу и проекционному фонарю. К тому же у проектировщиков и исполнителей проекта стояла задача – сделать прибор максимально доступным не только для учреждений, но и для граждан. Таким прибором стал
фильмоскоп Грюнберга- Кандырина (ФГК). Цифры 49 означали дату начала его производства.
Теперь настало время немного рассказать о создателях нашего «видака». Немного – потому что
пока мы о них знаем самую малость. Кандырин Борис Николаевич начал свою деятельность в 1920-е годы в рядах Общества друзей советского кино, был одним из поборников кинопедагогики и киноуроков. В журнале «Искусство и школа» в 1929 г. им была опубликована статья «Детское и учебное кино». Об этом периоде его жизни вы можете прочесть в монографии А.Федорова «Медиообразование: история и теория», она есть в Интернете. В послевоенные годы Б.Н. Кандырин – заведующий лабораторией при Кабинете научного и учебного кино МГУ. Им было написано несколько методических пособий по использованию кино – и проекционной аппаратуры в работе с детьми (последняя — «Театр на опушке леса», М. Молодая гвардия, 1965). В содружестве с Г.В. Грюнбергом им в 1946 году было сконструировано несколько универсальных экранных штативов. Георгий Вильгельмович Грюнберг начал свою творческую и научно-педагогическую деятельность в предвоенные годы. А последнее его изобретение – учебной прибор для определения линейного
коэффициента расширения твердых тел датирован 1977 годом. Именно персона Грюнберга породила среди коллекционеров и антикваров миф о «немецких» корнях ФГК-49. В 1949 году новый аппарат был утвержден в производство Главком Учприбора при Министерстве
просвещения и предложен для производства Загорскому заводу школьного приборостроения Nº6. Тут над ним тоже немного поработали. И летом 1949 г. ФГК-49 появился на прилавках магазинов. Это событие доселе небывалое, ведь подобного рода продукция этого завода распространялась
только через учебные коллекторы!
Выпускался в Загорске на заводе Школьного приборостроения. Сам аппарат металлический, но имеет необычную окраску под кожу, которая придаёт ему более
солидный и дорогой вид. В фильмоскопе используется и двухлинзовый объектив типа перископ. Сбоку на корпусе есть небольшая дверца , которую можно открывать для лучшего охлаждения или подсветки рабочего пространства оператора возле фильмоскопа. Включается он поднятием
вверх небольшого рычага на корпусе под объективом . Фильмоскоп может работать от сети 220В, 120В или автомобильного аккумулятора , что очень важно при использовании его вне помещения.
Это регулируется переключателем на дне аппарата .
До середины 1950-х годов аппарат был черного цвета, а футляр в форме чемоданчика с ручкой делался из оргалита, оклеенного дермантином. Позднейшие модели покрывали молотковой
эмалью, а футляр был из многослойного картона. Выпускался ФГК-49 до середины 1960-х годов. В начале 1960-х была предпринята попытка видоизменить дизайн аппарата. Старую схему ФГК заключили в элегантный эбонитовый корпус «под красное дерево». Аппарат устойчив, легко разбирается благодаря креплению с помощью “барашков”, красив, в интерьере смотрелся (и
сейчас смотрится) очень элегантно. Стоил он 13 рублей. Но выпускалась эта модель недолго. Сыграла роль как хрупкость эбонитового корпуса (именно поэтому до наших дней дошло мало
таких приборов) так и резкая смена дизайнерских стилей в этот период.
Намного больше повезло прибору следующего поколения – фильмоскопу Ф-68. У него была очень удобная зарядка для диафильма — направляющие с резиновыми валиками привода. Прибор имел металлический корпус и стоил 10 рублей 85 копеек. У него быстро появились «братья»,
различавшиеся по размеру, цвету, расположению выключателя.
А время предъявляло новые требования. Слайд, с которого начинали свой путь проекционные приборы, пережил второе рождение. Серийный выпуск познавательных слайдов в комплектах для нужд школы, общества «Знание», музеев, для семейного просмотра, слайды, которые создавались фотолюбителями, требовали новой проекционной аппаратуры. Тем более, что уже появились зарубежные аналоги, в частности, разработки инженеров из «братской» ГДР. Из Министерства просвещения на завод пришло распоряжение — в короткий срок разработато
отечественный аппарат смешанного типа. За короткий срок коллектив завода разработал принципиально новый проекционный прибор под грифом Ф-75-1М – Главное отличие от всех предыдущих – его универсальность. Диапроектор
позволял просматривать как диафильмы, так и слайды. Корпус аппарата металлический. Диафильмы демонстрировались ровно, ручка прокрутки диафильма двухсторонняя. Слайдовый адаптер рассчитан на два слайда: во время демонстрации одного кадра вы имеете возможность вставить в него следующий слайд.
Прекрасно работал с картонными слайдовыми рамками. К его недостатку можно отнести лишь протяжку пленки под днищем аппарата. В 1976 году прибор был представлен на Лейпцигской ярмарке.
Кроме этих красавцев были еще и просмотровые (детские), служащие для просмотра диафильмов
на просвет. Правильное название их было — ручные фильмоскопы. Ручной фильмоскоп состоял из металлического корпуса с крышкой, окуляра с линзой, пластинки для второго глаза зрителя, фильмопротяжного механизма с ручкой для передвижения диафильма и матового стекла — экрана. При просмотре диафильма фильмоскоп подносили окуляром к глазу, направляя экраном на внешний источник света. Ну а сами диафильмы тоже представляют немалый интерес как свидетельства художественной культуры 1950-70 х гг.
Пропагандистские ленты чаще всего были черно-белыми, а вот ленты, рассчитанные на детей -цветными. Очень часто диафильм дублировал графику и сюжет популярных мультфильмов той поры (например сюжеты художника В. Сутеева).
Ярким образцом синтеза книжной иллюстрации и «имитации кино» были работы художника – графика Валентина Петровича Туренко, жившего в г. Хотьково. Фронтовик, закончил художественное училище в Курске, затем – Московский художественный институт имени Сурикова. Им было создано большое количество диафильмов на темы русской и советской литературы, ставшие «золотым фондом жанра».
Диафильмы выпускались как столичными предприятиями, так и различными артелями и фабриками культтоваров городов СССР. Роднили их металлические коробочки с наклеенными
названиями и указанием авторов и места производства.
Кроме того, тематические диафильмы выпускались Комбинатом Общества «Знание». Эпоха фильмоскопа завершилась к началу 1980-х. Сейчас эти приборы, и в первую очередь, наш
ФГК – стали предметами коллекционирования, точно также как и ленты диафильмов той поры. А для нашего города – это еще и историческая память о некогда славном заводе.
Продукция завода в 1960-70-х годах не ограничивалась этими приборами. Кадоскопы, проекционные доски, знаменитые школьные телескопы, спроектированные потомственным оптиком-астрономом М. Набоковым, имели огромный успех. В начале 1990-х гг. производство на предприятии было свернуто и он существовал только как юридическое лицо. А уже в нулевые годы 21 века прекратил свое существование.
Нескольк лет назад были снесены производственные корпуса, как Зайцевской фабрики так и построенные в 1963-65 гг.
Александр Рдултовский.